Объект 825: тайна подземной базы подводных лодок в Балаклаве

Сегодня Балаклава — одно из самых популярных мест Крыма, известное своими живописными скалами, уютной бухтой и туристическими маршрутами. Но еще полвека назад этот небольшой район под Севастополем был полностью закрыт для посторонних.

Здесь, под толщей гор, скрывался один из самых засекреченных военных объектов Советского Союза — подземная база для ремонта и укрытия подводных лодок, известная как объект 825 ГТС.

Заходите на мой 2-ой канал про факты стран, лучшие советы перед посещением стран:

https://dzen.ru/turist_prikolist

Город под горой

Прямо в массиве горы был прорублен искусственный канал, способный вместить субмарину, скрыть её от глаз разведывательных спутников и выдержать даже прямое попадание ядерного боеприпаса.

В этих мрачных коридорах, пропитанных запахом металла и масла, когда-то вершилась история холодной войны и противостояния двух сверхдержав.

После Второй мировой войны мир вступил в эпоху ядерного противостояния. США начали разработку планов массированных атомных ударов по ключевым советским городам и промышленным центрам.

В списке возможных целей значились Москва, Ленинград, Горький, Свердловск, Казань, Баку, Ташкент и многие другие. Особое внимание уделялось южным рубежам СССР, где располагались стратегические военные объекты Черноморского флота. Согласно американским расчетам, подводная лодка, дежурившая у острова Крит, могла нанести удар по Крыму.

Начало строительства: секрет под Балаклавой

Понимая растущую угрозу, Совет Министров СССР 11 июня 1952 года издал постановление № 2716-1013 о создании подземных сооружений в районе Севастополя. В период с 1953 по 1960 годы на строительство выделили 332 миллиона рублей — колоссальную по тем временам сумму.

Под землю планировалось перенести командные пункты, склады, производственные и жилые помещения, а также создать автономные источники воды и энергии.

В 1954 году под руководством адмирала Сергея Горшкова была разработана новая схема Главной базы Черноморского флота. В неё особое место заняла укромная Балаклавская бухта, удалённая от Севастополя на 17 километров.

Её природный рельеф обеспечивал идеальную маскировку — вход в бухту был практически невидим с моря, а толстый слой скальных пород создавал естественную защиту от ядерного удара.

Стройка века

В середине 1950-х годов в Балаклаве началось строительство уникального подземного комплекса, не имевшего аналогов в СССР. Работы выполняли специальные горностроительные подразделения Черноморского флота, а позже к ним присоединились метростроевцы из Москвы, Харькова и Абакана, объединённые в строительное управление СУ № 528.

Комплекс включал в себя целую систему автономных сооружений:

  • укрытие для подводных лодок и экипажей;
  • судоремонтный цех с сухим доком;
  • минно-торпедный блок;
  • ремонтно-техническое подразделение для обслуживания ядерных боеприпасов;
  • хранилище топлива объемом 9,5 тыс. тонн.

За несколько лет из недр горы было извлечено около 200 000 м³ породы. В итоге появился 600-метровый подземный канал и сухой док длиной 100 метров, где можно было полностью разместить подлодку.

Толщина стен комплекса достигала 5 метров, глубина залегания — 126 метров. Сооружение было рассчитано на прямое ядерное попадание мощностью до 100 килотонн.

Объект мог быть полностью изолирован от внешнего мира: в нем размещались до 1000 человек, обеспеченных запасами продовольствия, топлива и пресной воды. Общая площадь подземного комплекса превышала 12 тысяч квадратных метров.

В 1957 году Балаклава официально стала закрытым районом. Строительство завершилось в 1961-м, и объект получил статус отдельной воинской части, а позже — спеццеха завода «Металлист».

Как действовал подземный арсенал

Объект 825 ГТС предназначался для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок. Вход в канал был замаскирован под обычный причал. Мост, перекрывавший проход, стоял на пневматических подушках: его приподнимали и отводили в сторону только ночью, чтобы не вызвать подозрений у спутников-шпионов.

Подлодку втягивали внутрь при помощи тросов, не включая двигатели. После прохождения через батопорт (плавучий затвор) её устанавливали в сухом доке, откуда насосы откачивали воду. Затем начинались ремонтные и технические работы.

Комплекс мог вместить до семи средних или девяти малых подлодок. В нём было два выхода — один в бухту, другой прямо в открытое море, оба перекрывались массивными батопортами весом до 150 тонн.

Внутри действовала узкоколейная железная дорога: тележки весом почти тонну вручную перемещали рабочие. Все детали были изготовлены из латуни и алюминия, чтобы исключить появление искр.

В случае ядерного удара база превращалась в бункер, способный выдерживать осаду до месяца. Его изогнутые коридоры гасили ударную волну, а противоатомные ворота герметично изолировали внутренние помещения.

В недрах комплекса располагался ещё один объект — «825ГТС-820», предназначенный для хранения торпед и ядерных боеголовок. Даже многие сотрудники не знали, где он находится. Местные жители и представить не могли, что под Балаклавой скрыт арсенал, способный уничтожить весь полуостров.

Забвение и возрождение

К концу 1980-х годов значение объекта стало снижаться. Он был рассчитан на дизельные субмарины проекта 633, а новые атомные лодки физически не помещались в тоннель. После вывоза ядерного оружия база утратила стратегическое значение.

С распадом СССР охрана объекта ослабла, и в 1990-е годы большинство ценных металлоконструкций было варварски вырезано. Кабели, трубы, поручни — всё, что можно было снять, исчезло. Сохранились лишь бетонные стены и герметичные двери, которые мародёрам не удалось демонтировать.

С 2003 года подземный комплекс стал филиалом Центрального музея Вооружённых сил Украины. После воссоединения Крыма с Россией объект был реконструирован и вошёл в состав Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации.

Музей, где оживает история

Сегодня «Музей Балаклава» привлекает сотни тысяч посетителей в год. Здесь тщательно восстановлена атмосфера подземной противоатомной базы, дополненная современными мультимедийными экспозициями. При входе туристам выдают аудиогид, рассказывающий о тайнах холодной войны и жизни моряков под землёй.

Объект 825 остаётся не просто памятником инженерной мысли, но и напоминанием о времени, когда человечество стояло на грани ядерного конфликта — и строило города под горами, чтобы выжить.

appetitres.ru
Объект 825: тайна подземной базы подводных лодок в Балаклаве
Я ее никогда не любил": жизнь Валентина Гафта была полна разочарований
«Я ее никогда не любил»: жизнь Валентина Гафта была полна разочарований, но главная драма ждала его впереди