ЗИЛ-130 SRT-10

Отечественный автопром принято чаще всего нещадно критиковать. Или просто ругать. К сожалению, пока отечественные автомобили практически никогда не удостаиваются комплиментов от автолюбителей. Но, возможно, что время отечественных автомобилей еще не настало, и у них все впереди.

Не так давно интернет-пользователи пришли в изумление от вида своеобразного пикапа на базе ЗИЛ- 130. Автор этой модели – Владислав Лузин. Безусловно, нарисованная модель является лишь плодом воображения художника. Но следует знать, что подобные автомобили в отечественном автопроме все же существовали. Так называемые «Чебурашки» — экспериментальные грузовики ЗИЛ – узнаем о них подробнее!

При испытаниях в 1958 году нового легкового автомобиля представительского класса ЗИЛ-111 возникла потребность в сопровождающем скоростном грузовом автомобиле для перевозки топлива, запчастей и технического оборудования.

Поскольку существующие на тот момент грузовики могли незначительно превысить скорость в 50 км/ч, то возникла молниеносная идея создать небольшой легкий грузовик грузоподъемность в 600-700 кг, способный развивать скорости, соизмеримые с лимузином ЗИЛ-111 (120-140 км/ч).

На создание такого революционного грузовика с чистого листа потребовалось бы значительное время, поэтому поступили проще, установив на раму лимузина грузовую платформу и кабину от грузовика.

Грузовик способный ездить на равных с правительственным лимузином сделали уже в 1959-1960 годах. На раму от бронированного ЗИС-115 (модификация ЗИС-110) установили кабину от ЗИС-151 и деревянную бортовую платформу с откидным задним бортом. Грузовик на базе лимузина мог брать полторы тонны груза и двигаться со скоростью 120 км/ч. Грузовик получил номер Государственной регистрации 83-81 МОХ.

Грузовая легковушка сопровождала испытания до конца 70х годов. Кроме испытаний грузовик был задействован для заводских перевозок, в частности использовался для доставки деталей с иногородних филиалов в головное предприятие ЗИЛа.

На смену ЗИЛ-111 пришел ЗИЛ-114, который потребовал для своих нужд нового легкового грузовика. Одним из вариантов был пикап на базе ЗИЛ-115, но вероятно из-за дорогих кузовных работ от него отказались и пошли по проверенной до этого схеме.

Ходовую взяли от ЗИЛ-114, а кабину от ЗИЛ-131. Кабину незначительно видоизменили, установив на капот два дополнительных воздухозаборника, убрав переднюю перемычку лобового стекла, установив двойные фары с прозрачными экранами.

Переднюю маску взяли от грузовика ЗИЛ-133ГЯ. После испытаний машины с имитатором груза, на ней поставили грузовую платформу размерами 3030х1780х1140 мм с виниловым тентом. Снаряженная масса автомобиля была 3286 кг, а габаритные размеры 5200х2000х2200 мм. Новый легковой грузовик был способен разогнаться до 170 км/ч, что составляло уже фантастический результат для подобного автомобиля.

Несмотря на, казалось, несуразный вид: низкая посадка грузовой платформы, кабина от военного грузовика; легковой грузовик выглядел очень элегантно для тех лет. Шарма поддавали темно-вишневая кабина грузовика, спойлер на крыше и четыре попарно расположенные фары с прозрачными экранами перед ними.

Внутри казалось обычной кабины от грузовика разместили приборную панель, регулируемую по высоте и углу наклона рулевую колонку, педальный узел, мощную печку, автомагнитолу и роскошные кожаные сиденья. Интерьер кабины намекал на родственные связи с автомобилями представительского класса.

Новая машина получила неофициальный заводской индекс ЗИЛ-113Г, а за свой несуразный элегантный вид автомобиль получил прозвище «Чебурашка». Машина получила номер Государственной регистрации 06-31 МОЯ, а после перерегистрации в 1980-е годы — 96-48 МНП.

Грузовик был настолько удачен, что В 1983-1984 годах для нужд автозавода ЗИЛ построили уже два грузовичка на базе лимузина ЗИЛ-4104…

Для новых машин взяли стандартные кабины без особых изменений от ЗИЛ-131, деревянные кузова были унифицированные с ЗИЛ-130. В кузове было предусмотрена установка сидений для перевозки людей. Деревянный кузов на 3/4 был закрыт тентом.

Обе машины были закреплены за управлением конструкторских и экспериментальных работ автозавода ЗИЛ. «Чебурашки» получили следующие номера Государственной регистрации: 95-50 МНП и 95-51 МНП. Все три грузовичка были задействованы для пробеговых испытаний цеха легковых автомобилей.

Кроме испытаний автомобили были задействованы для заводских грузовых перевозок, доставляя комплектующие с заводских филиалов в Рязани, Рославле, Мценске. «Чебурашки» неоднократно появлялись и в Кремле, выполняя туда грузовые рейсы для нужд Гаража особого назначения (ГОН), в автопарке которого было множество лимузинов марки ЗИЛ.

Доставляя грузы по заданиям автозавода, легковые грузовички на отечественных дорогах постоянно притягивали к себе внимание, как обычных граждан, так и сотрудников ГАИ, которые порой останавливали легковой грузовик, лишь для того, чтобы узнать марку и ТТХ заинтересовавшегося их несуразного грузового автомобиля. “Чебурашки” за счет своих высоких скоростных характеристик обросли легендами среди владельцев «Жигулей», «Москвичей» и «Волг», которые не могли догнать внезапно обогнавший их непонятный грузовик с хорошо всем известной кабиной ЗИЛ-131.

Все три «Чебурашки» благополучно дожили до распада СССР. Первенец с вишневой кабиной и номером 96-48 МНП в последний раз видели на заводе в 1992 году, после чего его следы теряются.

Автомобиль с номером 95-50 МНП был разобран на металлолом в июне 2000 года. До наших дней дожили лишь останки машины с номером 95-51 МНП, которые находятся на территории завода ЗИЛ в цеху легковых автомобилей. Как это не удивительно, но с распадом СССР история ведомственного «Чебурашки» не заканчивается…

В начале 90х годов, настали тяжелые времена, завод оказался в тяжелейшем экономическом положении. Спрос на выпускаемую продукцию ЗИЛа значительно снизился. На обломках СССР и зачатых еще при СССР кооперативов начинала бурно создаваться новая предпринимательская жизнь. Во всю пропагандировался и рождался малый бизнес, для нужд которого нужны были не шести-тонные грузовики, которые и так были в избытке на просторах всех бывших союзных республик, а малотоннажные экономичные грузовики, приспособленные не для бездорожья, а для асфальтных дорог.

Автозавод взял курс на создание нового серийного малотоннажного грузовика. В результате чего был рожден довольно удачный ЗИЛ-5301 “Бычок”.

Пока создавался «Бычок», на ЗИЛе в поисках нового малотоннажника вернулись к хорошо себя зарекомендовавшим «Чебурашкам». В 1992 году на большом показе на конкурсе по созданию нового малотоннажного грузовика участвовала созданная еще в 80-х машина с номером Государственной регистрации 95-51 МНП. Применение очень дорогих комплектующих от правительственных лимузинов сильно завышало цену «Чебурашки» при серийном производстве. Да и мощные двигатели от лимузинов ставили под сомнение экономичность эксплуатации автомобиля.

Для решение данной проблемы на заводе создается очередной «Чебурашка». Новый грузовик изготовили в марте 1993 года. Агрегатную базу взяли от пятиместного седана ЗИЛ-41041 с колесной базой 3380 мм, «чебурашечным» сердцем стал 150-сильный бензиновым двигатель ЗИЛ-508.10 с механической пятиступенчатой коробкой передач. Кабину, взяли от ЗИЛ-131, в бортовой платформе использовались детали от ЗИЛ-130 и передний борт от ЗИЛ-4331. Грузоподъёмность автомобиля составляла 2 тонны, а его полная масса 5 тонн. Грузовая платформа была заметно приподнята. Потеряв мощный двигатель, машина уступила в скоростных характеристиках, развивала скорость лишь до 120 км/ч.

Новый «Чебурашка» получил официальный заводской индекс ЗИЛ-4305. Машина получила автомобильный номер 50-38 проба.

Через некоторое время на заводе создали еще одного «Чебурашку», который возможно получил индекс ЗИЛ-43051. После конкурса с другими конкурентами создаваемого Бычка, обе машины были разобраны, судьба их неизвестна.

Создавая ЗИЛ-4305 невольно задумались об его внешнем виде. Работы велись в направлении улучшения пластики внешних форм, повышения аэродинамических характеристик, проработки передней части и отдельных элементов, используя при этом серийные кабины и капот от ЗИЛ-131. Художники-конструкторы с 1992 принялись разрабатывать перспективный облик старого и доброго «Чебурашки», представив его кроме грузовика с грузовой платформой еще и в виде пикапа. В итоге успели вылепить лишь пластилиновую кабину будущего «Чебурашки», но история распорядилась по другому. Место серийного малотоннажного грузовика занял полукапотный ЗИЛ-5301 «Бычок».

Но даже на этом история мультипликационного героя в отечественном автомобилестроение не заканчивается. Энтузиастами были построены автомобили очень сильно напоминающие самого первого «Чебурашку». Так в Киргизии, в

Бишкеке был создан оригинальный автомобиль путем скрещивания шасси «Волги», кабины ЗИЛ-157 и двигателя ЗМЗ-523.
Созданная самоделка получила оригинальное название Mad Cabin («Бешеная кабина») и стала очень знаменита после её демонстрации на «Автосалоне-2003″ в Москве. К сожалению, данная бешеная кабина не имеет грузовую платформу.

В Грузии в Тбилиси был создан уже подобный пикап, путем скрещивания рамы от УАЗ-452, кабины от ЗИЛ-157, двигателя ЗМЗ-4021 заднего моста, коробки передач от ГАЗ-24. Данный автомобиль уже имел за кабиной простенький кузов на трубчатом каркасе из жестяного листа и частично обшитый рифленым алюминием. Создателем грузинской версии «Чебурашки» стал Ной Сирунян.

Кульминацией самодельных «чебурашек», стал пикап, скрещенный из кабины от ЗИЛ-131 с облицовкой и оперением от ЗИЛ-130 и шасси от Ford E-250 (Econoline).

Автором такой переделки стал Роман Боднар, чья любовь к легендарному отечественному грузовику переросло в нечто большее. Удивительный пикап создавался с ноября 2009 года в ретро-мастерской города Зеленограда.

Ходовая часть была взята автором от разбитого Ford E-250, от него же пошли двигатель Ford 4.2 V6 и АКПП Ford 4R70W. Кабина от ЗИЛ-131 1976 года была выкуплена у геологов. В кабине моторный щит и пол были практически полностью переделаны.

За прообраз создаваемой самоделки был взят Ford f 100, 1956 года. Пикап демонстрировался на «Автоэкзотике-2012″, где заняло 1 место в номинации «Отечественный кастом», 2 место в номинации «Ретро кастом» и 3 место на «Гран При Автоэкзотика-2012″.

Осенью 2013 года Роман принял решение установить двигатель Viper V10. Интересным фактом является то, что о существовании ЗИЛовских “чебурашек” автор узнал лишь в процессе создания своего пикапа.

Созданный автомобиль Романом был назван ЗИЛ-130 SRT-10. На этом временно в истории отечественных автомобильных “чебурашках” можно поставить точку и закончить сегодняшний рассказ, тем более последний описанный экземпляр наиболее схож с графической работой Владислава Лузина, с которой и началось данное повествование.

(с) Юрий Дорошенко

источник

ЗИЛ-130 SRT-10