Как жили в России в 80-е, 90-е и нулевые

16 редких фото с выставки в Москве

На выставке «ФотоТоп» в Галерее Классической Фотографии продолжает свою работу экспозиция избранных произведений Сергея Чиликова — яркого лидера новой советской фотографии, которая зародилась в 1970-е годы.

Выставка проходит в Галерее Классической фотографии до 8 сентября 2021 года.

Фото: Сергей Чиликов

По образованию Сергей был философом. Кандидат наук Сергей Чиликов до 1990-х годов преподавал в институте, после чего стал профессиональным фотографом.

В начале 2000-х на его работы обратили внимание благодаря Московской фотобиеннале.

Известность фотографу принесла серия из русской глубинки.

Сергей Чиликов. Из серии «Азартные игры». 2004-2005

Фотограф не стремился документировать действительность, но разыгрывая перед камерой заранее продуманные сюжеты, герои раскрывали себя настоящих.

Сергей Чиликов. Из серии «Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» цикла «За ноградой», 2003 г

«Чиликов был блестящим, очень одаренным режиссёром, — говорит о нём куратор выставочных проектов Евгений Березнер.

— У него было чувство фотографической пластики, его снимки — своего рода пантомима, миманс, театр человеческих инстинктов, страстей, погруженных в некий социум».

Сергей Чиликов. Из серии «Философия путешествия». 2005

«Бесконечное восхищение беспредельной жизненной непосредственностью» — так характеризовал свои работы сам Сергей. Он мог найти своих моделей на просёлочной дороге, в городском парке, или у деревенской дискотеки.

Он воспевал простого русского человека в его естественной среде, ничего не приукрашивая и не добавляя.

Сергей Чиликов. Из цикла «Колоризмы», из серии «Кузьма», 1995

«Чиликов не заигрывал с реальностью, но провоцировал ее.

То, что было ночным кошмаром фотографов документальной школы: человек с камерой одним присутствием меняет реальность, вызывает, как камень, брошенный в воду, круги обратной реакции в отношении себя, отчего снятое им оказывается «испорченной» или неподлинной фиксацией живой жизни, — Чиликов превратил в метод, позволяющий провокацией своим присутствием вскрывать внешний спокойный слой реальности, вторгаться в него так глубоко, чтобы архетип, скрытый под обыденностью, проявил себя.

Ничего подобного «постановочным фотографиям (как называли их многие критики) Чиликова, в русской фотографии до него сделано не было», — писала о нём историк фотографии Ирина Чмырёва.

Сергей регулярно участвовал в московских «Фотобиеннале», биеннале «Мода и стиль в фотографии», фестивале «Международные фотографические встречи в Арле» (2002), «Международном месяце фотографии» в Риме, художественной программе Photo London и др.

Его работы принимали участие в выставках в Европейском доме фотографии и других европейских музеях. Работы Сергея находятся в собраниях МАММ/МДФ, а также в частных российских и зарубежных коллекциях.

Как жили в России в 80-е, 90-е и нулевые